18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Наука и образование
Наука и образование

Елена Плахтий: «Школа Бенуа — проект, в который было вложено столько сил, тепла и любви, что это точно что-то большее, чем просто бизнес»

Генеральный директор общественного пространства «Бенуа 1890» рассказала, в чем миссия Школы Бенуа и чем она отличается от других детских центров.

Расскажите, пожалуйста, об идее учредить Школу Бенуа в рамках проекта «Бенуа 1890». Почему, восстанавливая исторический памятник — дачу Бенуа, было решено дать ей вторую жизнь именно в этом качестве? Сыграли ли роль магия места, исторический контекст, или вы руководствовались еще какими-то соображениями?

В свое время многие компании конкурировали между собой за возможность застроить высотными домами сад с почти разрушенными объектами. Но когда то, что осталось от фермы Бенуа, признали памятником архитектуры, интерес инвесторов пропал, так как любое новое строительство здесь стало невозможно. Когда в 2011 году мы купили на торгах эти здания — руины, которые остались от лесной молочной фермы Бенуа, — то, прежде чем их восстанавливать, тщательно изучили историю места. Выяснилось, что здесь какое-то время располагалась школа изобразительных искусств, поэтому из всех вариантов применения выбрали именно школу для детей. Перед нами стояла нелегкая задача: восстановить исторический облик здания работы известного петербургского архитектора Юлия Юльевича Бенуа и создать современный детский центр.

Как вы думаете, почему родители считают, что современных школ и детских садов недостаточно? Зачем и что они пытаются дать своему ребенку, чего нет в обычной школе и садике?

Частное образование набирает все большую популярность у родителей, очевидна потребность в качественном дошкольном и дополнительном образовании. Сегодня даже в самую простую школу нельзя прийти неподготовленным. У ребенка должны быть азы коммуникации, счета, письма, рисования. Родители либо выбирают индивидуального репетитора, либо обращаются к брендовым центрам. Во многих центрах и садах, на мой взгляд, не занимаются воспитанием детей, их просто растят без грамотного развития. Мы с нашим качественным продуктом занимаем целую нишу, ведь хорошо зарекомендовавших себя брендов не так много на этом рынке.

В ближайшем будущем появится множество новых профессий, а значит, просто давать знания нет никакого смысла — надо учить коммуникациям, умению нестандартно мыслить, легко адаптироваться в быстро меняющемся мире, не бояться нового.

Вы открыли Школу Бенуа, принимая эти вызовы? У вас есть миссия?

Цель нашего проекта — помочь родителям сформировать новое поколение здоровых, развитых, счастливых и успешных детей. Если говорить о миссии, то мы стремимся максимально раскрыть потенциал каждого ребенка, сформировать креативное мышление, всесторонне развить детей, помочь им овладеть полезными в жизни навыками, чтобы они смогли легко и уверенно ориентироваться в жизни и спокойно играть с большими вызовами современного мира. При этом у нас нет индивидуального подхода к отдельно взятому ребенку, мы считаем, что дети должны с детства уметь общаться друг с другом, учиться в коллективе и в дальнейшем уметь работать в команде. Также мы не стремимся сделать из ребенка гения или дать ему лишние знания — это может навредить в дальнейшем, когда он пойдет в школу, где из-за избыточных знаний ему будет просто неинтересно учиться.

Чем Школа Бенуа отличается от других детских центров, кроме своей замечательной исторической локации и здания?

Мы отличаемся подходом к обучению. Дети на занятиях не боятся ошибаться. Наши занятия строятся таким образом, чтобы ребенку было интересно видеть разные решения и доходить самостоятельным путем до результата. Планшеты, дополненная реальность в этом помогают, но думать ученики учатся сами.

Школа Бенуа предлагает большое количество занятий и направлений для детей от двух лет. Написаны 10 авторских программ для детей разного возраста. У нас в основе — классическая педагогика, просто мы дополнили ее собственными художественными образами (страной Бенуарией и ее жителями-слономышками) и ТРИЗ — теорией решения изобретательских задач. Мы используем лучшие традиции российского образования, и мы очень технологичны. Однако важно, чтобы ребенок не остался по ту сторону экрана. Мы не используем виртуальную реальность, например, так как хотим, чтобы ребенок остался в реальном мире. Поэтому мы и создаем книги с дополненной реальностью, чтобы дети читали простые книжки, а не электронные.

Мы восприняли лучшие традиции российского образования, и мы очень технологичны. Педагоги на занятиях используют кукол — героев сказочной Бенуарии, планшеты iPad, решают, играют, бегают, делают проект. Происходит постоянная смена деятельности. Дети привыкают к тому, что экран гаджета — не самое интересное в мире, а лишь один из множества инструментов и способов учиться и развиваться.

Школа Бенуа предлагает занятия для детей от 2 до 12 лет, но основной упор сделан на дошкольников. Почему так? Что может дать дополнительное образование такому малышу?

Для детей, которых не планируют отдавать в детский сад, начиная с трех лет очень важны какие-то занятия, где они находились бы без мамы хоть пару раз в неделю, чтобы ребенок мог научиться «работать» в формате группы. При этом мы стараемся учитывать один из самых важных моментов: ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Мы придерживаемся принципа, что сажать детей за парты и целенаправленно готовить к школе с трех лет не стоит, важно, чтобы у ребенка возникали положительные эмоции от занятий, поэтому большинство занятий для младших дошкольников у нас комплексные, носят общеразвивающий характер. У ребенка есть возможность уже в раннем возрасте определиться с тем, что ему интересно, ведь занятия в секциях и кружках дают ему представление о различных профессиях. Это поможет в дальнейшем сделать выбор будущего дела своей жизни.

Сейчас достаточно модны ментальная арифметика, программирование с ранних лет, инженерные кружки, занятия технической направленности, потому что родители пытаются подготовить детей к цифровому будущему. Складывается впечатление, что, несмотря на наличие программ типа «Машина времени», лего-конструирование и других, общее направление Школы гуманитарное. Если это верно, то почему?

Нельзя сказать, что направление Школы гуманитарное. У нас есть множество комплексных занятий, например лего-математика, робототехника, с этого года открыты курсы программирования и занимательной математики для детей от 7 лет. Мы стараемся выдерживать баланс и предоставлять каждому ребенку возможность развиваться во многих направлениях — интеллектуально, физически и творчески.

Как вы считаете, чем отличаются современные дети от своих родителей в том же возрасте и как это должно отражаться на образовании?

Безусловно, современные дети живут в другом ритме. За неделю, а то и за один день они могут получить столько информации и пережить столько эмоций, сколько родители получали за месяцы, а то и годы. Следовательно, и обучение, и развитие детей происходит на совершенно другой скорости.

Мир переполнен информацией, и нужно научиться ориентироваться и фильтровать ее потоки. Поэтому современный учитель должен быть не просто «говорящей головой» около доски, а проводником, наставником, координатором ребенка на пути его уникальной траектории образования. 

Сегодня дети легко попадают в виртуальный мир, и важно не потерять связь с реальным. Отгородить ребенка от гаджетов уже невозможно. Поэтому в обучение надо включать коммуникацию, игры, проектную деятельность. Технологии должны стать лишь одним из инструментов во время занятия.

При обучении в Школе Бенуа активно используются гаджеты. Как вы встраиваете их в процесс? Многие родители боятся, что дети станут зависимы от гаджетов, а тут они еще и на занятиях. Развейте их опасения!

На многих направлениях мы активно используем планшеты iPad, выбирая обучающие игры и приложения, созданные специально для Школы Бенуа в содружестве педагогов и IT-специалистов. Это позволяет привлечь внимание ребенка к тому, что гаджеты можно использовать не только как развлечение. К тому же малыш прекрасно знает, что игра на планшете — не самый интересный момент занятия, и с радостью с ним расстается, переходя к другому виду деятельности. Плюс такого подхода — ребенок узнает, что сегодня и в будущем у него масса вариантов активно проводить свой досуг.

Как вы выбираете преподавателей для своей Школы? Каким, по-вашему, должен быть детский педагог? На что вы готовы закрыть глаза, а что обязательно?

Главное, чтобы у педагога горели глаза, он любил детей и был готов к постоянному развитию, любил играть. В Школе работают молодые педагоги, недостаток опыта работы у них компенсируется желанием расти и развиваться. Их головы еще не забиты методиками, поэтому они стремятся постичь все в содружестве со своими учениками. Педагоги не просто работают по нашим программам, которые писали «звезды» в педагогике, профессиональные методисты, они привносят новые идеи, пробуют разные форматы. Школа Бенуа — живой организм, в котором происходит постоянный обмен знаниями и личностный и профессиональный рост.

Для чего придуманы бенуарики, тем более целая семья и целая страна, в которой они живут? Почему недостаточно было ограничиться одним персонажем, как это делают зачастую?

Мы стремились создать уникальное и волшебное место, в которое будут тянутся и дети, и родители. Наши герои не просто бренд Школы, они целый мир. Каждый из семьи бенуариков — отдельный персонаж со своим характером, внешностью, привычками, достоинствами и недостатками. Дети смотрят на героев, читают про них книжки, играют и учатся с ними. И получается, что это совсем не выдуманный мир, а почти реальный — в нем также живут, играют, дружат, предают, учатся. Детям нравятся бенуарики, они с радостью вместе с ними изучают новый предмет, играют на праздниках, читают книги с дополненной реальностью. Историю про жизнь бенуариков написала Катя Матюшкина, мы выпустили уже две ее книги. Третью книгу про героев написал Игорь Шевчук, ее напечатали в сентябре этого года. Нарисовал героев Николай Копейкин, который с большим юмором подошел к поставленной перед ним задаче. Получились смешные и уникальные персонажи. С помощью дополненной реальности мы оживили героев: при наведении телефона с приложением на страницы книг или учебных пособий, появляются сказочные 3D-слономышки.

Как стало понятно, что нужен франчайзинг? Предъявляете ли вы какие-то требования к тем, кто захочет открыть в своем районе или городе Школу Бенуа? Есть ли система оценки качества ее работы? Ведь вы делитесь своим именем, репутацией…

Изначально, когда мы работали над идеей проекта, то не планировали продавать франшизу. К открытию Школы была проведена колоссальная работа, написано множество авторских программ, отработаны уникальные методики, построен волшебный мир и создан очень тщательно продуманный бренд «Школа Бенуа». И когда Школа Бенуа открылась, мы поняли, что нам есть чем поделиться. У нас есть своя система дистанционного обучения, где загружены все знания, все материалы. База в этой системе постоянно обновляется, так как мы растем, развиваемся, постоянно придумываем и внедряем новое в обучение. Мы видели, что созданный нами продукт приносит радость и результаты детям и родителям, и решили, что Школа должна расти. Наша франшизная сеть не классическая франшиза — это партнерская сеть Школ Бенуа. Каждый центр имеет доступ к системе дистанционного обучения, мы находимся в постоянном взаимодействии, обмениваемся опытом и знаниями. Если наш партнер имеет чем поделиться — новой методикой или маркетинговым ходом, — мы анализируем его предложение, обрабатываем и загружаем в СДО для общего доступа. Кстати, ошибки мы тоже туда загружаем.

Мы решили не продавать лицензии в помещения без ремонта, готовы помогать потенциальным франчайзи в поиске локации. Иначе открытие школы затягивается, а это не выгодно ни партнеру, ни нам.

Также не стоит открываться в жилых комплексах эконом-класса. Потребность в школах и садах там очень большая, а платежеспособный спрос низкий. Другие сложности, с которыми могут столкнуться предприниматели, мы постарались предусмотреть заранее и предложить решения. Для этого и создается франчайзинговая компания — чтобы пороги входа для партнеров в новый бизнес были минимальны. Паушальный взнос франчайзи платят один раз, мы отказались от ежегодных платежей. Регулярно они платят только за IT-обеспечение (нам нужно оплачивать услуги фирм-разработчиков) и за наши дополнительные сервисы, когда они востребованы. Наша единая цифровая платформа предназначена прежде всего для взаимного обучения и для контроля качества работы каждой школы.

Что для вас лично Школа Бенуа? Бизнес-проект или нечто большее?

Школа Бенуа — проект, в который было вложено столько сил, тепла и любви, что это точно что-то большее, чем просто бизнес.

Развитие центров нашей сети может колоссальным образом повлиять на дополнительное образование и стать важным инструментом в образовании в целом. Мы стремимся в содружестве с родителями вырастить поколение думающих и постоянно развивающихся людей.

Люди:
Елена Плахтий

Комментарии (0)