Полина Осипова, Людмила Каплун, Наталья Солдаткина, Артем Балаев, Алексей Шишкин и другие побывали на экскурсии в Китайском дворце в Ораниенбауме. Уникальный памятник рококо, который реставрируется при поддержке ПАО «Газпром», произвел на участников экскурсии огромное впечатление.
Экскурсия началась в автобусе с небольшой лекции Алексея Шишкина, краеведа из объединения «ГЭНГЪ». В его рассказе Ораниенбаум предстал в своих разных ипостасях. Это и кросскультурный центр: немецкое название, смешение финской и русской традиций, итальянская архитектура и декор шинуазри. И первая загородная резиденция петербургского градоначальника, а в дальнейшем — царская резиденция. И важная точка на карте военной истории разных веков, и даже место технологических инноваций (сюда вела Оранэла — Ораниенбаумская электрическая линия, первая линия электричек в России). Сегодня Ораниенбаум привлекает всех как уникальный подлинный памятник, которому нет аналогов, ведь он единственный из пригородов избежал оккупации и не был разрушен во время войны.
Петергофская дорога привела в конечный пункт «золотой мили» XVIII — начала XX веков на «Собственную дачу» Екатерины II. Определение «собственный» в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад предназначались для императорских особ и сюда приглашались лишь избранные лица. И сегодня попасть в Китайский дворец непросто. Музей работает только летом, а в нынешнем году его двери и вовсе не открылись для гостей. Так что побывать в подлинных интерьерах XVIII столетия, которые дошли до нас в потрясающей сохранности, — до сих пор удовольствие для избранных.
И без того небольшую группу разделили на две по пять человек — больше экскурсантов не может находиться в зале одновременно. Это усилило ощущение камерности. «Проходя по дворцу, ты попадаешь в XVIII век, — подтвердила ощущения гостей Татьяна Сясина, заведующая сектором «Собственная дача» филиала «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф», которая вела одну из групп. — Это не просто помпезные залы с массой позолоты, а что-то родное, интимное, что говорило о вкусе хозяйки и ее устремлениях».
За исключением нескольких залов все помещения Китайского дворца небольшие по площади, но их убранство поражает. Везде живописные плафоны по большей части выполненные венецианскими мастерами, уникальный, не имеющий аналогов, наборный паркет из десятков редких сортов дерева. Гости терялись куда смотреть первым делом: на потолок или на пол.
Гости прошли через анфиладу покоев. Побывали в Большом зале, который служил для приемов и проведения парадных обедов — и сейчас здесь накрыт эффектный стол.
Заглянули в Штофную опочивальню, Будуар и Кабинет Павла Петровича, украшенный живописными холстами в стиле шинуазри, выполненными итальянским живописцем Серафино Бароцци, и китайскими панно с изображением пейзажей и иероглифов. Зал муз, Голубая и Розовая гостиные — восторгу экскурсантов не было предела.
Но больше всего, конечно, поразил Стеклярусный кабинет — жемчужина Китайского дворца. Он сохранил подлинную отделку 1760-х годов. Расположенный в парадной анфиладе Стеклярусный кабинет задумывался как главный аудиенц-зал Екатерины II в Ораниенбауме. Его стены декорированы вышитыми панно с изображением фантастических птиц, растений, бабочек, заключенных в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых цветами и гроздьями винограда. Вышивка выполнена синелью (разноцветным ворсистым шелком, который придал картине объем) и стеклярусом — трубочками молочного стекла разного размера с дырочкой немногим толще волоса. Стеклярус был изготовлен специально на фабрике Ломоносова в деревне Усть-Рудица. Над картинами трудились русские золотошвейки под руководством французской актрисы и вышивальщицы, известной под псевдонимом Мари де Шель. После завершения работ Екатерина щедро вознаградила ее и отправила на родину — императрица не хотела, чтобы подобные интерьеры появились в других домах русской знати. Так Стеклярусный кабинет остался единственным в России. Реставрационно-консервационные работы вернули ему былой блеск и изысканность.
10 из 17 комнат Китайского дворца были отреставрированы за последние годы, в двух — Штукатурном покое и Малом китайском кабинете — работы близятся к завершению. Впереди сложнейшая реставрация «половины Екатерины»: Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Кабинет Екатерины, а также помещение Малой антикамеры.
Экскурсия завершилась на свежем воздухе. В парке вокруг Китайского дворца множество статуй — первоклассных копий античной скульптуры. Экскурсантам необычайно повезло с погодой, и прогулка по парку доставила всем огромное удовольствие.
Фото: Михаил Вильчук
Комментарии (0)