Екатерина Смольникова, Яна Милорадовская, Людмила Каплун, Николай Гонтарь, Никита Мурузин и другие побывали в Царском Селе, чтобы познакомиться с ходом реставрации в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, где стартовал проект «Екатерина II. Личное пространство», который реализуется при поддержке ПАО «Газпром».
Экскурсия по сложившейся традиции началась в нашем брендированном автобусе, который многие уже заметили в городе. По дороге Никита Мурузин рассказал собравшимся об истории Царского Села. Блогер-искусствовед, он изнутри знаком с работой музея: еще во время учебы в академии им. Штиглица проходил там практику и успел вникнуть в работу множества отделов, соприкоснуться с предметами, подробно изучить дворцово-парковый комплекс, экспозиции и павильоны. С тех пор Никита следил за всеми этапами реставрации и, кстати, не раз его фотографии из церкви Воскресения Христова и Лионского зала появлялись на сайте sobaka.ru.
«Царское Село является, возможно, самой важной и наполненной из загородных резиденций, — начал свой рассказ Никита. — В его архитектуре и убранстве отразились эпохи правления почти каждого из императоров от Петра I до Николая II, так что ее содержанию уделялось больше средств и внимания. Во время Великой Отечественной войны практически все превратилось в руины. Удалось эвакуировать самые ценные произведения: предметы декоративно-прикладного искусства, картины, фарфор. Но все, что находилось в самом здании дворца, и все, что не успели эвакуировать, исчезло. Война уничтожила то, что составляло его убранство: паркеты, шелковую обивку стен, резьбу, иконы. Восстановительные работы начались уже летом 1944 года и с тех пор идут практически непрерывно. Последние годы возрождение великих интерьеров проходит при поддержке ПАО “Газпром”. В 2019 были открыты церковь Воскресения Христова и Лионский зал, сейчас начались работы, в ходе которых будет воссоздано восемь комнат 2-го этажа Зубовского флигеля».
Во дворце гостей встретили главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Мария Рядова и директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов. С такими замечательными экскурсоводами блогеры отправились знакомиться с таинством реставрации.
Уникальный барочный интерьер церкви сохранил подлинную отделку XVIII века, в которых безошибочно угадывается рука Растрелли. Интерьер сильно пострадал во время пожара в 1820-м году, и его возвращением к жизни занимался архитектор Стасов, который не стал переделывать помещение в соответствии с модными веяниями, а восстановил первоначальный декор. Правда, утраты позолоченной деревянной резьбы Стасов заменил более экономичным и технологичным для своего времени материалом — папье-маше. До наших дней убранство дошло в плачевном состоянии, ведь бумага — материал капризный, но за четыре года реставраторы смогли восстановить интерьер. Здесь применен редкий для нашей страны метод консервации, при котором оставляют видимыми все поновления и воссозданные элементы.
В Лионском зале экскурсанты смогли понаблюдать за самим процессом работы. Сейчас там завершается монтаж порталов балконных дверей из лазурита, поэтому бронзовая люстра скрыта чехлом, а стены знаменитого лионского шелка тщательно закрыты. Использование лазурита в интерьере — это совершенно необычный прием и достаточно редкий, ведь это очень дорогой камень. Облицовка выполнена в технике русской мозаики.
Ткань, которая и дала имя залу, была, конечно, утрачена во время войны, но в архивах обнаружились записи о заказе, сделанном на фабрике «Лами и Жиро», и в наши дни на мануфактуре Prelle, преемнице фабрики, была выткана такая же ткань. «В жизни любого музея — это редкая удача. Это не просто обращение к тем же технологиям, но и к тому же поставщику, — отметила Мария Рядова. — И, конечно, низкий поклон ПАО “Газпром” и фонду ENGIE, благодаря которым и состоялась вся эта грандиозная история».
Главный архитектор ГМЗ «Царское Село» рассказала, какие работы предстоит выполнить до конца этого года в Лионском зале, чтобы он предстал перед публикой во всем своем великолепии и сиянии. В работе двери из ценных пород дерева с перламутром и огромные камины, облицованные лазуритом. Они уже почти готовы. Кроме лазурита, камины украшены путти из каррарского мрамора. Несколько фигур чудом уцелело в пожаре войны, они хранились в фондах. Мастера воссоздали недостающие детали сначала из мягкого материала, потом — из гипса, а дальше путти будут высечены из мрамора и композиция возвратится на место.
Блогеры побывали и в святая святых — в залах Зубовского флигеля, где сейчас завершается подготовительный этап реставрации. Эти шедевры эпохи классицизма были созданы по проекту Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги. При их отделке были применены исключительные по своей ценности материалы — натуральный камень, серебро, цветное и гравированное стекло, фарфор «бисквит», керамика, живопись, бронза, наборные паркеты. Работы предстоят очень сложные, ведь некоторые технологии полностью утрачены. Но пока здесь кирпичные стены и только по предвоенным фотографиям, уникальным дореволюционным автохромам и старинным акварелям можно представить, какие красоты предстоит воссоздать мастерам.
«Подготовительный этап — наверное, не очень заметный, но чрезвычайно важный, — объяснил гостям Борис Игдалов. — Инженерия — работа с электрическими сетями, отоплением и другими системами жизнеобеспечения. Потом черные полы, оконная столярка, новые деревянные панели. И постепенно мы приблизимся к декору. На стадии завершения — реставрационные проекты Туалетной и Рафаэлевской комнат, разрабатывается проект воссоздания Китайского зала. Специалисты вносят уточнения в проектные решения Купольного и Зеркального залов. Ведутся альфрейные работы по деревянным колоннам Купольного зала. Согласована модель лепных панно в Купольном зале. Практически наполовину восстановлен подлинный паркет Зеркального кабинета. У реставраторов большая и сложная задача — миллиметр за миллиметром воссоздать и вернуть человечеству изумительно искусные по отделке интерьеры личных комнат Екатерины II».
Как происходит возрождение памятника гости наблюдали в Царскосельской янтарной мастерской, где Борис Игдалов показал им работу камнерезов, лепщиков, позолотчиков и мастеров по металлу. Блогеры смогли прикоснуться (иногда даже в прямом смысле слова) к подлинным шедеврам и познакомиться с технологиями работы разных специалистов.
Полностью завершить проект «Екатерина II. Личное пространство» планируется в 2023. А до этого времени мы побываем в Екатерининском дворце еще не раз, чтобы рассказать о том, как возвращаются к жизни шедевры.
Фото: Михаил Вильчук
Комментарии (0)